пятница, 23 марта 2012 г.

Виртуальная выставка «Коллекция бисера из собрания Пушкинского Заповедника»



Среди многообразного художественного творчества прошлого встречаются виды прикладного искусства, почти полностью исчезнувшие из обихода современного человека. К ним относятся изделия из бисера.
Бисер – мелкие круглые или многогранные шарики из цветного стекла, реже - металла, со сквозным отверстием для низания.
Техника изготовления бисера была освоена в Х веке в Венеции. Позже центры по изготовлению этих изделий появились в Богемии (Чехия), Германии, Англии, Франции. В России первая попытка получения бисера была осуществлена М.В. Ломоносовым первоначально в открытой им лаборатории (1748 г.), а затем на фабрике в Усть-Рудице в Копорском уезде Санкт-Петербургской губернии (1753 г.). Однако после смерти ученого лишь некоторые рецепты изготовления цветных стекол нашли применение на других стекольных производствах.

В Европе мода на бисерные изделия началась в ХVII веке, в Россию она пришла с некоторым опозданием – к концу ХVIII века. Как самостоятельный вид прикладного искусства бисерное рукоделие просуществовало недолго – до 70-80 годов ХIХ века. Расцвет этого вида искусства в нашей стране пришелся на 30-е годы ХIХ века. В это время бисер в больших количествах импортировался из Европы.
Вначале изготовлением бисерных изделий занимались дамы и барышни из привилегированных сословий, к середине ХIХ столетия с удешевлением бисера, этот вид рукоделия стал доступен и другим слоям общества. Работали с бисером воспитанницы институтов благородных девиц, крестьяне, очень много вышивали в монастырях.
Техника создания бисерных изделий была разной. Прежде всего, это вышивки. В ХVIII веке основной техникой вышивки было шитье в прикреп. Бисеринки нанизывались на нить, которая редкими поперечными стежками крепилась к основе. В этом случае никаких особых требований к материалу основы не предъявлялось. Позже вышивальщицы использовали в качестве основы преимущественно канву, а в работе пользовались особо тонкими иглами различной длины.
Бисерная вышивка использовалась, главным образом, для изготовления плоских предметов: настенных панно, плоских сумочек, кошельков, вставок в бювары, портмоне, записные книжки. При изготовлении объемного или круглого изделия использовали вязание крючком, реже – на спицах.
Другой метод бисерной техники - низание. Обычно его применяли для оплетки объемных предметов: шкатулок, сундучков, чернильниц, стаканов, бутылей.
Реже всего использовалось бисерное ткачество, поскольку данный метод довольно трудоемок и требует наличия ткацкого стана. Применялось оно, главным образом, для изготовления картинок.
Сюжеты и орнаменты для бисерных изделий были очень разнообразны. Рисунки рукодельницы чаще всего выбирали по схемам, печатавшимся в специальных изданиях по руководству изготовления предметов из бисера.
Выбор рисунка являлся задачей довольно сложной. Помимо эстетического наслаждения, он должен был нести смысловую нагрузку. Это условие почти обязательно для предметов, предназначенных в дар определенному человеку.
Изображения многих предметов, животных, птиц имели символическое значение. К примеру, сова олицетворяла мудрость; собака – верность, преданность; рог изобилия – процветание и удачу; змея, кусающая себя за хвост – вечность; голубь – посланца любви; бог торговли Меркурий – коммерцию… Широко использовался модный в первой трети ХIХ в. язык цветов (селам), военная символика, восточные мотивы, пасторальные сцены, картинки из народной жизни, жанровые сценки, сцены охоты и другие сюжеты.
В ХVIII веке преимущественно изготавливали вышитые картины, настенные панно, популярны были вышивки на библейские сюжеты, расшитые бисером и стеклярусом оклады икон. В собрании музея находится вышитый оклад иконы «Нечаянная радость», созданный в конце ХVIII века. Это самая ранняя по времени создания бисерно-стеклярусная работа в коллекции Пушкинского Заповедника.
В самом конце ХVIII века в России появляется пришедшая из Европы мода на дамские сумочки, расшитые бисером. Изначально их форма была овальной или прямоугольной. Сверху они стягивались шнурком для ношения через руку. В первой трети ХIХ века у сумочек появляются металлические замки. Сумочки были непременным аксессуаром, дополняющим наряд дам и барышень, выходящих в свет.
В первой трети ХIХ века в России появляется большое количество бытовых предметов с бисерным декором. Среди них кошельки и монетницы. Кошельки имели, как правило, прямоугольную форму и закрывались на металлический замок. Монетницы напоминали мешочки с прорезью посередине для опускания монет. Прорезь закрывалась двумя металлическими колечками. Также были распространены монетницы в виде кувшинчиков. Кошельки могли принадлежать и женщине, и мужчине, монетницами обычно пользовались дамы.
Бумажники были принадлежностью исключительно мужского туалета. Они застегивались стержнем, вставлявшимся в металлические петли.
В большой моде в первой половине ХIХ века были курительные трубки с расшитыми бисером чубуками и мундштуками. Они присутствовали почти в каждом мужском кабинете того времени.
Табак хранили в специально предназначенных для этих целей коробочках – табачницах, которые часто украшались бисерной вышивкой.
В эпоху расцвета бисерного рукоделия в светском обществе увлекались карточной игрой. Широко были распространены бисерные чехольчики на мел, которые сохраняли в чистоте руки играков, и щеточки с бисерной отделкой, предназначенные для сметания мела с ломберного стола.
Различные предметы, украшенные бисером, нередко можно было увидеть на письменном столе. Это чернильницы в бисерных чехлах, перочистки, бювары с вышивкой бисером, книжные закладки.
Модным аксессуаром дворянского быта ХIХ века были вышитые бисером сонетки, крепящиеся к комнатному звоночку для вызова прислуги.
Встречались бисерные изделия и на обеденных столах: стаканы вставляли в бисерные чехлы, оплетали бисером черенки ложек, вилок и ножей.
В пушкинское время широко использовались шкатулки, разнообразные коробочки, украшенные бисером.
Довольно широко в первой половине ХIХ века применялся бисер для украшения одежды. Примером тому – тесьма, которую нашивали на одежду, и шапочка-скуфейка. Подобные шапочки носили мужчины в домашней обстановке. А.С. Пушкин упоминал скуфейку в своих произведениях. В повести «Египетские ночи» о наряде Чарского: «…в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью…» Упоминает поэт скуфейку и в повестях «Кирджали», «Станционный смотритель». В этом головном уборе изобразил Пушкин на своем рисунке Адриана Устинова, владельца имения Беково под Оренбургом.
В первой трети ХIХ века вошла в моду бижутерия из бисера: бусы, серьги, браслеты.
Особое место среди предметов интерьера занимали каминные экраны и ширмы, для которых вышитые бисером вставки являлись почти обязательными. В руководстве по рукоделию И.Ф.Нетто (Лейпциг, 1798 г.) об этом написано следующее: «Каминные экраны очень часто используются сейчас для того, чтобы подчеркнуть роскошь мебели в гостиных и парадных залах… Они особенно элегантны, а их рамы и вышивки отделаны в лучшем вкусе».
С конца ХVIII века в моду вошли вышитые картины и настенные панно, которыми украшали стены комнат. Сюжеты вышивок были самыми разнообразными.
Бисер занимает особое место в отечественной культуре второй половины XVIII-XIX веков. Коллекция русского бисера в собрании Пушкинского Заповедника насчитывает порядка семидесяти уникальных предметов. Многообразные произведения данного вида декоративно-прикладного искусства представлены в постоянных экспозициях музеев, напоминая не только о модном занятии, а более значительном – о женском мире, отраженном в атмосфере дворянской усадьбы.

Хранитель фонда декоративно-прикладного
искусства О.В. Лукашова

Список литературы
1. Е.С. Юрова. Эпоха бисера в России. М., «Интербук – бизнес», 2003.
2. Е.С. Юрова. Старинные узоры для вышивания. М., «Этерна», 2010.
3. Русский бисер. Каталог выставки. М., 1993.
4. Е. Моисеенко, В.Фалееваю Бисер и стеклярус в России. –Л., «Художник РСФСР», 1990.
5. В.М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. – М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995.

Комментариев нет:

Отправить комментарий